21 октября в Ереване полиция задержала российского релоканта Романа Шкловера — 34-летнего антивоенного активиста из Барнаула, которого разыскивают в России за «экстремистские» комментарии в интернете. Армянские полицейские объявили Шкловеру, что он арестован на три дня, но после того, как история попала в СМИ, его отпустили из изолятора той же ночью. Корреспондент Lava Media поговорил с Романом о произошедшем.
Роман, можете немного рассказать про свои политические взгляды и отношение к войне? Чем вы занимались в России после ее начала?
Я отношусь к войне максимально негативно. Россия развязала войну. Россия — это фашистская страна. Я поддерживал и буду поддерживать Украину. Я считаю, что правда на той стороне. Я желаю Украине победы и только победы. То есть у меня антивоенные взгляды. Последние годы, обманывать не буду, я был в лютой депрессии. Долгое время сидел дома, мне ничего не хотелось. С работой было тяжело. В основном я по профессии работал, поваром.
За что именно вас обвинили в «оправдании терроризма»? Когда вы об этом узнали и в какой момент уехали и оказались тут?
Сначала на меня завели административные статьи, якобы я там чиновников оскорбил с ментами, но я правду сказал, что они фашисты, ублюдки и твари… Ну, собственно, вот за это мне и дали первый раз административку, я отсидел 7 суток за ролик на своем YouTube-канале. Потом была вторая административка, опять они там откопали ролик в интернете, якобы я русских женщин оскорбил, хотя я просто сравнил русских женщин с кавказскими, привел минусы и плюсы одних и других. Мне назначили 80 часов обязательных работ.
И потом, значит, тишина.
А после все стандартно: в 5 часов стук в дверь, такой, что не открыть у меня не было возможности. Мне пришлось открыть, иначе они бы вырвали дверь. Как я узнал, что на меня завели уголовное дело — я открываю дверь, и сразу удар в лицо, разбили мне губу. Залетают бравые ребята, в экипировке с пистолетами — все, «поймали опасного преступника»!
Сразу меня в наручники. Забрали всю технику мою, мой любимый ноутбук, телефон. Следственный комитет, все, следствие. Якобы теперь я уже россиян оскорбил, в закрытой группе в Telegram общался и комментариев настрочил. Не важно, что написал, я никого ни к чему не призывал. Я выразил свое мнение негативное, таким, какое оно есть. А они завели «разжигание ненависти».
Начался процесс по 282-й, часть вторая, за комментарий (это не статья об оправдании терроризма (205.2), а «экстремистская», таким образом, информацию СМИ следует считать неточной, но практически это не имеет особого значения — прим. ред.). Я был под подпиской о невыезде, я сидел дома, тихо, мирно, как обычно, никого не трогал. И вдруг второй раз пришли ко мне, второй раз был обыск. У меня до этого уже всю технику забрали, я только что себе купил новый планшет, на последние деньги. Второй раз пришли — нашли старый комментарий, якобы я оправдываю терроризм (нам не удалось подтвердить наличие еще одного дела по 205-й статье — прим. ред). Думаю, меня провокаторы во ВКонтакте вывели на эмоции. Меня просто вывели на то, чтобы я написал то, что написал. А на самом деле я этого не хотел. Я хочу мира и добра.
Это полный бред. Они все эти репрессивные законы ввели с одной целью — заткнуть всех. И там еще год-два, и будет Северная Корея. Там хрюкнуть нельзя будет. Да уже нельзя.
В итоге суд по 282-й статье. Прокурорша запрашивала три года поселения за один комментарий. Но мне очень повезло, мне дали три года принудительных работ. Выпустили из суда, и после этого я решил, что все, жизнь моя в Российской Федерации закончена. Что больше так жить нельзя. Потому что людей сажают за слова. Я хотел как лучше. Я хотел, чтобы не было войны, чтобы люди не убивали друг друга. Весь мир нас ненавидит уже.
По данным из открытых источников, Шкловера в 2022 году трижды привлекали к административной ответственности по статье 20.3.1 КоАП РФ за его высказывания в отношении полицейских и госслужащих, что совпадает со словами самого Романа. В марте 2024 года Шкловера добавили в «список террористов и экстремистов» Росфинмониторинга, без указания статьи, по которой было заведено уголовное дело.
В открытых источниках написано, что вас «пригласили» на встречу полицейские, и задержали после того, как вы добровольно пришли. Как это выглядело?
Я уехал [в Армению], как и все, через Беларусь. В какой-то момент мне просто позвонили по телефону армянские силовики и пригласили поговорить. Бегать я не стал, потому что понимаю, что это бессмысленно. Я думал, просто встречусь с ними, поговорю, не знал, что вообще все так сложится и потом по всему интернету будет резонанс. В общем, мы встретились, поговорили, они меня задержали и увезли в ментовку, я там просидел 12 часов, в 6 или 7 [часов вечера] меня отвезли в КПЗ и объявили, что арестовали на три дня. Я естественно написал всем, кому только можно. В итоге я несколько часов всего просидел там, и меня выпустили.
Что вы чувствовали, когда вас задержали? Считали ли вы возможным, что вас выдадут России?
Прежде чем ехать в Армению, я очень много информации штудировал, читал, смотрел. Я понимал, какие отношения у Армении и России, я понимал, куда я еду. Я понимал и предполагал, что меня могут тут задержать, но [знал, что] не было ни одного случая экстрадиции по политическим мотивам. Я понимал, что я не преступник, у меня есть мнение, я его высказывал таким, какое оно есть. Правильное оно или неправильное, пусть каждый решит сам, но оно такое, какое оно есть, и оно будет таким всегда. Но, естественно, я очень расстроился, очень переживал, особенно когда мне сказали, что [я арестован] на три дня. А мне надо было на работу, думал, сейчас вернусь, покушаю салатик, чаек попью, и в итоге получилось так, как получилось. Но армянские менты неплохие, накормили меня. Совсем не такие, как россиянские.
Какие были условия содержания при задержании, оказывали ли полицейские давление, о чем спрашивали?
Давление оказывали, поднимали голос. Были моменты, когда они вели себя не очень хорошо. Но в целом, если сравнить с россиянскими мусорами… армянские менты просто идеальные. Я думаю, если бы не шумиха [в СМИ], все бы пошло по другому сценарию. А в КПЗ в принципе такое же, как и в российском СИЗО. Единственное отличие, что там нет туалета в камере. А так, зашел — раковина, два шконаря, и я так в одиночестве посидел пару часов. По поводу людей, которые там работают, ничего плохого сказать не могу. Просто ничего. Все стандартно, шнурки снял, обшмонали полностью. Разделся, медики приехали, проверили. Попросил чай, дали чай с хлебом. Сидел, книжку читал. Не норвежская тюрьма, конечно, но и не российская. В целом ко мне отношение было нормальное. Я же не преступник, я никого не убил, не изнасиловал. Почему они должны плохо ко мне относиться? Я просто выразил мнение.
Если сравнить с россиянскими мусорами, армянские менты просто идеальные
Как обосновали ваше освобождение, что вам сказали?
Никак. Просто выпустили и все. Мне бумаг никаких не давали. Ничего. Люди говорят, что меня задержали незаконно. Они не имели права меня задерживать, потому что я не преступник. Но суд выполняет распоряжения Рашки беспрекословно, у них есть определенные договоренности, и они их выполняют, к сожалению. Я вообще считаю, что Армения должна выйти нахер из всех договоренностей СНГ, в частности, с Россией. И идти своим путем, не выполнять преступные приказы. Но, увы и ах, мы имеем то, что имеем. Армения очень зависимая страна от России. К сожалению, неизвестно, когда Армения станет максимально самостоятельной страной и будет сама принимать решения. К сожалению, пока вот так.
Я считаю, что огласка в СМИ сделала своё дело. Мне помогли правозащитники и знакомые. Если бы не было шумихи, то, скорее всего, меня бы арестовали по беспределу. И тихо-мирно отправили бы обратно в Рашку, а там бы меня просто, ну, меня бы там убили. Я уверен на сто процентов, что если я попаду в Россию, то меня убьют. Потому что там фашисты. Самые настоящие. Как по-другому сказать. Скоро они людей расстреливать будут.
Изменилось ли отношение к Армении теперь после этой истории?
Да нет, конечно, я хорошо отношусь к этой стране, здесь много плюсов. Основной плюс — люди вокруг. Здесь хорошие люди, я столько добра увидел, я там, в России, за всю жизнь не видел столько добра, сколько я вижу вот тут. Наверное, это единственная страна СНГ, которая более-менее соблюдает права человека и законы.
Планируете ли вы и дальше оставаться в Армении?
На данный момент планирую оставаться в Армении. А так я хочу уехать в цивилизованную страну. Желательно куда-нибудь в Европу. Желание имею. Армения — это хорошая страна. Тут добрые люди, каждый практически готов тебе помочь. Это хорошая страна, но это бедная страна. Понятно, что идеальных стран нет, но… Это страна, где нет работы, где нет нормальных зарплат, где нет развития. Страна застряла где-то в 90-х, 80-х годах. Опять же, повторюсь, тут хорошие люди, мне нравятся здесь люди. Но я бы хотел в итоге уехать.